Оптимизация в Mopac
Была сделана оптимизация молекул нафталина и азулена. SMILES представления:Azulene : C1=CC=C2C=CC=C2C=C1 Naphthalene: c1ccc2ccccc2c1Чтоб молекула азулена была плоской, было подобрано силовое поле UFF в obgen.
Нафталин | Азулен |
С помощью babel конвертируем выходные файлы Mopac в формат gamin (например, с расшрением *.inp) и меняем заголовок на следующий:
$CONTRL COORD=CART UNITS=ANGS SCFTYP=RHF RUNTYP=OPTIMIZE $END $BASIS GBASIS=N31 NGAUSS=6 $end $system mwords=2 $end $DATA
Оптимизация в GAMESS
Запускаем программу следующим образом:gms nap_opt.inp 1 >& nap_opt.log gms azu_opt.inp 1 >& azu_opt.log
Второй шаг Оптимизации в GAMESS
С помощью babel переформатируем log файл gamout в gamin.Для расчёта по Хартри-Фоку надо составить файл с таким заголовком:
$CONTRL COORD=CART UNITS=ANGS SCFTYP=RHF RUNTYP=ENERGY $END $BASIS GBASIS=N31 NGAUSS=6 POLAR=POPN31 NDFUNC=1 $END $GUESS GUESS=HUCKEL $END $system mwords=2 $end $DATAВ случае теории функционала плотности заголовок будет таким:
$CONTRL COORD=CART UNITS=ANGS dfttyp=b3lyp RUNTYP=ENERGY $END $BASIS GBASIS=N31 NGAUSS=6 POLAR=POPN31 NDFUNC=1 $END $GUESS GUESS=HUCKEL $END $system mwords=2 $end $DATA
Получаем файлы:
Нафталин - Хартри-Фок
Нафталин - DFT
Азулен - Хартри-Фок
Азулен - DFT
Оценка методов
Вещество | Хартри-Фок | DFT |
---|---|---|
Naphthalene | -383.3546611998 | -385.6400108661 |
Azulene | -383.2824690384 | -385.5857491497 |
Δ, Hartree | 0.0722 | 0.0543 |
Δ, kCal/mol | 45.31 | 34.07 |
Из эксперимента известно, что энергия изомеризации нафталина в азулен составляет 35.3±2.2 kCal/mol, что очень близко к значению, полученному методом DFT, то есть он лучше.
Работа с molden
С помощью программы X-ming была запущена из-под Windows программа molden. Она способна визуализировать выходные файлы программы GAMESS.Открываем файл с результатом DFT (кнопка Read) и переходим в режим плотности ("Dens. Mode"). Поочерёдно выбираем HOMO (highest occupied molecular orbital) и LUMO (lowest unoccupied molecular orbital) и выполняем последующую процедуру. Переходим в режим OpenGL и сохраняем файл .ogl. Он окажется в директории программы X-ming. Перемещаем его в директорию программы molden и запускаем mogl, подавая на вход файл .ogl. Сохранить изображение можно из контекстного меню (правый клик мышью).
Получаем картинки:
Нафталин | Азулен | |
---|---|---|
HOMO | ||
LUMO |